Международный семинар-тренинг:
«Молодежная мобильность: путь к успеху»

Критерии оценки кандидатов

Итак, оценка — самый важный этап проведения конкурсного отбора. Именно она позволяет выявить лучших кандидатов и определить победителей. Оценка проводится по ряду критериев, которые могут варьироваться в зависимости от условий конкурса. Например, при отборе преподавателей большее внимание уделяется учебно-методическому опыту кандидата, при отборе ученых — научным достижениям, при отборе студентов — мотивации и учебному плану.

Анализ практики проведения оценки кандидатов в рамках проектов Эразмус Мундус, а также ряда других международных программ, например, ДААД или Висби, показывает, что все возможные критерии оценки кандидата могут быть объединены в 3 базовые группы.

Первая группа критериев — академические успехи («academic merit»). В данную группу входят различные показатели, например, академическая успеваемость, соответствие образовательному профилю выбранной программы, уровень предыдущей подготовки, дополнительные знания и навыки, вовлеченность в научную работу и т. д. К документам, отражающим академические успехи кандидата, относятся прежде всего дипломы и справки об успеваемости, а также различные сертификаты, грамоты, рекомендательные письма,
автобиографии / резюме. Как правило, баллы, полученные по данной группе критериев, дают максимальный вклад в общую суммарную оценку кандидата.

Вторая группа критериев, которые принимаются во внимание при оценке кандидатов, — это мотивация, т. е. обоснование того, насколько та учебная / научная / профессиональная деятельность, которую кандидат планирует осуществить в зарубежном вузе, взаимосвязана с его учебой, научными исследованиями или карьерой в Беларуси.

О мотивации кандидата также можно судить и по рабочему / учебному плану, который он составляет при оформлении документов для участия в конкурсе. Вклад критерия «мотивация» в итоговую оценку, выставляемую отборочным комитетом, в ряде программ может доходить до 45 %.

Наконец, третья группа критериев — коммуникационный потенциал кандидата, т. е. уровень владения иностранным языком. Для участия в обменах, как правило, достаточным считается уровень «выше среднего» («upper-intermediate level» или «B2», согласно принятой в ЕС классификации). Следует отметить, что большим плюсом при оценке языкового потенциала кандидата является знание не только «большого» иностранного языка, например, английского, испанского, португальского и т. д., но и владение одним из «малых» иностранных языков страны пребывания.

В целом можно заключить, что в большинстве программ или проектов академической мобильности именно первые две группы критериев дают наибольший вклад в итоговую оценку кандидата (рисунок).

 
 
  

 

 
 

 

Методики оценивания кандидатов, принятые в ряде проектов Эразмус Мундус, а также Эразмус+ в БГУ